Поиск по этому блогу

среда, 21 августа 2013 г.

Сецессион (Сецессия) - художественные общества.

Сецессион (Сецессия) — (нем. Sezession, от лат. secessio — отход, отделение, обособление), название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца 19 — начала 20 вв., представлявших новые течения в искусстве и возникших на почве оппозиции официально признанному академизму. Наиболее известны «Мюнхенский Сецессион», «Берлинский Сецессион» и «Венский Сецессион».



«Мюнхенский Сецессион», основанный в 1892 Ф. фон Штуком и руководимый с 1899 Ф. фон Уде, объединял преимущественно представителей немецкого варианта стиля «модерн» — югендстиля. Одним из ведущих мастеров «Мюнхенского Сецессион» с 1893 стал архитектор, график и дизайнер П. Беренс.

«Берлинский Сецессион», созданный в 1899, объединял в основном художников немецкого импрессионизма (первый президент общества — М. Либерман). В 1906 общество распалось на «Новый Берлинский Сецессион», руководимый Л. Коринтом, и «Свободный Сецессион» во главе с Либерманом.


«Венский Сецессион», возникший в 1897, сгруппировал представителей австрийского «модерна», который получил название «сецессионстиль» («стиль Сецессион», Sezessionsstil). Ядром «Венского Сецессион» стал журнал «Вер сакрум» («Ver Sacrum», основан в 1898), бывший также органом австрийского литературного символизма (эссе Г. фон Гофмансталя, стихи Р. М. Рильке); главой и ведущим мастером в области живописи являлся Г. Климт. Характерные черты «сецессионстиля»: для живописи — мозаичная многоцветность и изощрённая орнаментальность (Климт); для графики — геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности (Климт, К. Мозер, И. М. Ольбрих, И. Хофман); для архитектуры — чёткость объёмов, ритмическая упорядоченность членений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений (О. Вагнер, Ольбрих, Хофман).

Отличительной особенностью «сецессионстиля» в целом (включая и декоративно-прикладное искусство) являлось тяготение его мастеров к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жёсткость даже в самых сложных комбинациях; отсюда «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstil). Деятельность «Венского Сецессион» во многом способствовала распространению и утверждению как позитивных принципов «модерна» (в архитектуре, в книжной графике), так и его упаднических тенденций (в изобразительном искусстве — склонность к претенциозной символике, болезненной эротике, произвольное искажение форм предметного мира).

Стиль Модерн (Сецессия)

Стиль Модерн зародился в Европе в конце 19 века. Почвой для его появления служила полная неразбериха в стилях конца 19 века, которая свалила в один котел подражание старым стилям (так называемый «историзм») и эклектику. Также стоит отметить скачок технологий и начала перехода производства от ремесла к массовому производству. Это внесло еще больший хаос, дома обывателей уже больше походили на музей разностильных вещей, нежели на органично выстроенный интерьер. Продукты массового производства только появлялись, все возможности новых технологий и материалов еще не были осмысленны и применены, промышленный дизайнер (да и вообще дизайнер) как профессия не существовала вообще. Поэтому часто можно было видеть такие образцы производства как электрические лампы в виде свечи, чугунные печки с готическими орнаментами и барочные гирлянды на пианино.

В начале 1890х годов передовые художники начинают интенсивные поиски нового стиля, пытаясь освободиться от возвратов к прошлому и начать все с нового листа. Первые шаги Модерн как стиль начинает с живописи и графики. Основным орнаментом и формой нового стиля становится изогнутая линия, похожая на локон волос или изгиб стебля растения. Стиль носит четко выраженный декоративно — прикладной характер ориентированный на подражание природным формам. Лейб мотивом стиля становиться отсутствие прямых линий в природе. Поэтому часто встречаются стилизованные изображения локонов волос, цветов, бабочек и мотыльков, перьев птиц, стеблей и листьев растений, волны. Последователи стиля Модерн стали первыми, кто попытался использовать машинный труд и достижения техники не для копирования кустарных изделий, а для создания новых форм вещей, в которых гармонично сочетается материал, форма и функция.

К концу 19го, началу 20го века Модерн как стиль получает международное распространение.

В Австрии он получает название Сецессион. В 1898 году из Мюнхенского выставочного объединения «Glasplast» выходит группа художников и декораторов в знак протеста против академического искусства и начинает творить в стиле Модерн. От латинского слова secessio (отделение, уход) образуется австрийский вариант названия стиля Модерн. Основателями Сецессионизма стали Густав Климт, Отто Вагнер, Йозеф Гофман, Коломан Мозер и другие.

В Германии приверженцы стиля Модерн группировались вокруг журнала «Jugend», по названию которого немецкий модерн стал называться Jugendstil (Молодой стиль). К этой группе принадлежали Отто Экман, Петер Беренс, Бернгард Панкок и др.

Во Франции Модерн получил название Art nouveau (Арт — Нуво, дословно Новый стиль). Имя свое стиль получил по названию магазина, который был открыт в Париже в 1895 году Самуэлем Бингом. Для оформления магазина был приглашен еще тогда малоизвестный бельгийский архитектор Анри Ван де Вельде, который спроектировал интерьер четырех торговых залов магазина в стиле Модерна. Магазин не дал хорошей прибыли Самуэлю Бингу и вскоре был закрыт, но стиль Модерн во Франции стал называться Art nouveau. Также во Франции в новом стиле работал Анри Тулуз — Лотрек (плакат, графика), Эмиль Галле (Emile Gallé), Луи Можараль (Louis Majorelle) и многие другие.

В Англии наиболее последовательными приверженцами Модерна были Макинтош, Ашби, Б. Скотт и другие. Английский Модерн отличается от общеевропейского более сдержанными формами. Общие, консервативные, взгляды английского общества способствовали тому, что большее признание Английский Модерн получил в континентальной Европе, нежели на родине.

В Венгрии новый стиль особого распространения не получил. Единственным очагом распространения Модерна тут была «Будапештская Мастерская», художественным руководителем которой был архитектор Лайош Козма. Также стоит отметить Эде Виганда, Кароя Кош, Бела Лайта и других.

В России стиль Модерн наиболее ярко проявился в архитектуре.

Закат Модерна как всеобщего стиля в интерьере, архитектуре и живописи приходиться на 1910е года. Обусловлено это несколькими причинами. Во-первых стиль носил очень ярко выраженный декоративно — прикладной характер, что как любое ярко выраженное явление имело не только своих сторонников, но и противников. Кроме того, технически изготовление предметов интерьера в стиле Модерн было сложным и дорогим. А в свете нарастающей мощи промышленных предприятий это было важно. Появление технической возможности ставить на поток массовые дешевые изделия пошатнули позиции стиля Модерн. Последний удар по уже затухающему стилю нанесла начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, окончательно низложив Модерн. Уже новый стиль, получивший название Арт — Деко, с его массовыми изделиями, пусть не такими яркими как у Модерна, но дешевыми и технологичными, начинал набирать силу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий