Поиск по этому блогу

суббота, 24 августа 2013 г.

Звериный стиль. Изображение животных.

Условное наименование широко распространённого в древнем декоративно-прикладном искусстве Азии и Европы типа декора, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тепа или сцен борьбы зверей.

Хотя изображения животных (наскальные росписи, мелкая и монументальная пластика) появились в искусстве в эпоху палеолита и широко встречаются в памятниках первобытной художественной культуры в Европе, Азии, Африке и др. районах, звериный стиль как характерный вид декора сложился и широко распространился (преимущественно в степях и лесостепях Евразии) в железном веке (1-е тыс. до н. э.), в эпоху разложения родоплеменного строя и формирования военной демократии. Его происхождение связано с пережитками тотемизма (культа животных — прародителей рода) и утверждением роли воина — племенного вождя.

Первоначально декор в зверином стиле характерен для оружия и деталей конской упряжи, но впоследствии широко встречается в ювелирном искусстве (на ожерельях, браслетах, ручках зеркал и т. п.). В наиболее развитом виде звериный стиль выступает у скифов, саков, древних алтайцев, фракийцев и сарматов и ведёт своё происхождение, по мнению ряда исследователей, от древнего искусства Передней Азии.


Художественные произведения в зверином стиле у каждого из народов имеют свой набор наиболее характерных сюжетов (так, у скифов часто встречаются изображения оленей и пантер, у фракийцев — сцен борьбы зверей и охоты всадника и т. п.), что связано, очевидно, с характером сложившихся религиозных верований (например, типично зороастрийские мотивы у саков). Специфичны у каждого из народов и способы художественной трактовки образов.

Так, в искусстве скифов Северного Причерноморья, испытывавших культурное воздействие древне-греческих городов, живость в передаче характерных черт, повадок и движений животных, динамизм композиции и объёмность изображений сочетаются с искусным приспособлением к форме и материалу предметов. Животные, как правило, изображаются в традиционных канонических позах (в момент скачка или борьбы, с поджатыми ногами, свернувшимися в клубок и т. д.).

В искусстве фракийцев, во многом исходившем от художественных традиций Древней Греции и ахеменидского Ирана, в дальнейшем всё сильнее проявлялись самобытные наивно-реалистические черты. Изысканная декоративность плоскостных линейных изображений (резьба по дереву, войлочная аппликация и др.) характерна для звериного стиля древних алтайцев. По мере развития звериный стиль у каждого из народов, его жизненное, реалистическое начало всё более вытесняется чертами декоративной условности и стилизации, проявившимися наиболее ярко в искусстве сарматов. Причудливо переплетённые тела животных, образующие орнаментальные композиции, часто украшались цветными вставками из эмали, стекла, самоцветов.

В эпоху Великого переселения народов (4−7 вв.) звериный стиль сарматов оказал влияние на искусство германских племён, которые способствовали его широкому распространению в странах Центральной и Западной Европы (что находит, в частности, отражение в искусстве норманнов). Во 2-й пол. 1-го тыс. н. э., по мере утверждения христианства и мусульманства, звериный стиль постепенно утратил своё значение. Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве различных народов, в том числе Западной и Восточной Европы, Западной Сибири (ювелирные изделия, книжная миниатюра, резьба по дереву, камню и кости, каменный архитектуоный декор и др.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий