Мизерабилизм - (от франц. miserable — несчастный) — направление, сложившееся в изо-искусстве Франции 1940-х гг. Отстаивая принципы фигуративности, сюжетно-драматическое начало в живописи и графике, его представители (наиболее известным из них стал Б. Бюффе) подчеркивали трагическую обреченность, «покинутости» человека в мире. Их творчество явилось своего рода изобразительной параллелью к философии экзистенциализма.
Основателем этого жанра изобразительного искусства считается французский художник Франсис Грюбер (фр. Francis Gruber). Вторым после него — Бернар Бюффе, творчество которого критики нередко приписывали именно к этому жанру. Для живописи мизерабилизма типичны мотивы одинокой фигуры в интерьере. Истощенные, удрученно поникшие, освещенные холодным сумеречным светом, и затерявшиеся в пустом пространстве. Настроения неудовлетворённости и разочарования, выраженные в аскетичной живописи мизерабилистов, были весьма популярны в послевоенной Франции.
Грюбер Франсис Gruber, Francis (1912. Нанси — 1948, Париж) французский художник
Еще в детстве, болезненном и мечтательном, Грюбер становится страстным поклонником Босха, Грюневальда, Дюрера и Калло. В 1922—1932 он пишет динамичные и красочные кермессы («Декорация для бала в скандинавской Академии», 1932), а в 19351942 — аллегорические картины («Hommage au Travail», 1936, «Прибытие антиков в Фонтенбло». 1935, Париж, Гор. музей современного искусства, «Hommage a Callot». 1942, «Поэт, или Hommage a Rimbaud». 1942). В 1937, во время своего пребывания на острове Ре, художник открывает патетику и широкие горизонты природы, что, в свою очередь, порождает серию «Грозы», в которую включены и наполненные меланхолическим воображением пейзажи, нередко с одинокой фигурой на первом плане («Меланхолия», 1941).
С 1940 местом действия самых волнующих. полных разочарования картин Грюбера становится его мастерская, напоминая в этом смысле произведения Джакометти, с которым он подружился еще в 1938 («Обнаженный с красным жилетом». 1944, Париж, Гор. музей современного искусства; «Женщина на канапе», 1945, Париж, Нац. музей современного искусства. Центр Помпиду). В 1948, тяжело заболев, Грюбер изображает свои изюбленные темы (ню, пейзажи, мастерская) на картинах с бледным освещением, вдохновленных не лишенной поэтичности «мизерабельностью».
Основателем этого жанра изобразительного искусства считается французский художник Франсис Грюбер (фр. Francis Gruber). Вторым после него — Бернар Бюффе, творчество которого критики нередко приписывали именно к этому жанру. Для живописи мизерабилизма типичны мотивы одинокой фигуры в интерьере. Истощенные, удрученно поникшие, освещенные холодным сумеречным светом, и затерявшиеся в пустом пространстве. Настроения неудовлетворённости и разочарования, выраженные в аскетичной живописи мизерабилистов, были весьма популярны в послевоенной Франции.
Грюбер Франсис Gruber, Francis (1912. Нанси — 1948, Париж) французский художник
Еще в детстве, болезненном и мечтательном, Грюбер становится страстным поклонником Босха, Грюневальда, Дюрера и Калло. В 1922—1932 он пишет динамичные и красочные кермессы («Декорация для бала в скандинавской Академии», 1932), а в 19351942 — аллегорические картины («Hommage au Travail», 1936, «Прибытие антиков в Фонтенбло». 1935, Париж, Гор. музей современного искусства, «Hommage a Callot». 1942, «Поэт, или Hommage a Rimbaud». 1942). В 1937, во время своего пребывания на острове Ре, художник открывает патетику и широкие горизонты природы, что, в свою очередь, порождает серию «Грозы», в которую включены и наполненные меланхолическим воображением пейзажи, нередко с одинокой фигурой на первом плане («Меланхолия», 1941).
С 1940 местом действия самых волнующих. полных разочарования картин Грюбера становится его мастерская, напоминая в этом смысле произведения Джакометти, с которым он подружился еще в 1938 («Обнаженный с красным жилетом». 1944, Париж, Гор. музей современного искусства; «Женщина на канапе», 1945, Париж, Нац. музей современного искусства. Центр Помпиду). В 1948, тяжело заболев, Грюбер изображает свои изюбленные темы (ню, пейзажи, мастерская) на картинах с бледным освещением, вдохновленных не лишенной поэтичности «мизерабельностью».
Комментариев нет:
Отправить комментарий