Поиск по этому блогу

вторник, 20 августа 2013 г.

Шелкография, сериграфия.

Шелкография, сериграфия - (англ. silk screen, фр. serigraphie, нем. Siebdruck).  Вид художественной трафаретной печати. Форма для шелкографии — шелковая сетка, натянутая на раму. Участки, свободные от рисунка, закрываются непроницаемым для краски составом. Масляные или водяные краски продавливаются через сетку с помощью эластичной пластины — ракеля на поверхность, воспринимающую изображение.
 Шелкография отличается яркостью и декоративной красочностью колорита, позволяет получать рельефные изображения. С помощью шелкографии можно печатать качественные репродукции картин.

Сейчас шелкография применяется повсеместно. С ее помощью наносятся логотипы и фирменная символика на сувенирную продукцию, рисунки на текстильные изделия и бумагу, пластик и ткани, изготавливаются визитки и этикетки, конверты и папки, бланки и буклеты.
 Шелкография — универсальная технология печати, она позволяет печатать изображение любого количества цветов (количество сеток должно быть равно количеству цветов в рисунке), на материалах практически любого типа, формы и размера. Можно печатать на пластике, бумаге, картоне, стекле, тканях и текстиле — на чем угодно.
 Само же искусство шелкографии идет с древних времен. Само название «шелкография» (serigrafia) произошло от греческого seri (шелк) и grafia (писание, изображение). Судя по всему, либо первые сетки для шелкографии изготавливались из шелка, либо изначально эта технология печати была предназначена для нанесения изображения на шелковые ткани. Именно поэтому традиционно считается, что родина шелкографии — Китай (в Китае производство шелка началось за 1200 лет до новой эры). Вот только подтверждения этому предположению нет. Более того, некоторые ученые считают, что шелкография в Китае не могла зародиться принципиально, так как шелк был вовлечен в эту технологию печати почти через два с половиной тысячелетия. 
 Существует гипотеза, которая помещает родину шелкографии поближе к Средиземному морю, в область между Месопотамией и Финикией. И даже более конкретно — в Финикию (территория современного Ливана).
 Финикийцы были знаменитыми мореплавателями и торговцами античных времен. Их корабли ходили до Канарских островов и до Великобритании. Финикийские купцы торговали со всем цивилизованным миром тех времен, кроме разве что тех краев, где обитали драконы (именно так обозначались белые места, неизведанные области на древних картах). Хотя, если верить тому, что рассказывают о торговцах Финикии, то они вполне могли продавать и драконам пропановые горелки.

 Финикийцы славились еще и собственным производством. Хотя с природными ресурсами у них был явный непорядок, но торговля его благополучно восполняла. Из секрета железы одного из морских моллюсков финикийские мастера добывали пурпур для окраски тканей. Они изобрели технологию ускоренно повторяющейся окраски.


Правда, авторство изобретения находится под серьезным сомнением. Никаких сведений об оборудовании, которое позволило бы подобное новшество, нет. Версия гласит, что финикийские торговцы заплывали-таки в страны, «где обитают драконы». И даже находили очень развитые цивилизации, откуда и позаимствовали технологию. То ли финикийцы завязали отношения с потомками Атлантиды, то ли вовсе с инопланетной цивилизацией — это уж неведомо. Но любопытно, что никаких следов, кроме ряда совпадений, таких цивилизаций не найдено. Зато имеются образцы технологических и культурных достижений, которые никак не соотносятся с тем уровнем техники и технологии, который был в античные времена в Средиземноморье (да и не только там).
 Не одна шелкография как бы «повисает в воздухе», не имея документально подтвержденных корней — неизвестно ни место рождения этой технологии, нет и того, что современные изобретатели называют аналогами и стереотипами (то есть, что являлось предтечей технологии, на какой базе она возникла — непонятно). К таким же таинственным достижениям относятся некоторые памятники исчезнувших культур — пирамиды майя, рисунки в древних городах майя, остатки культуры коренного населения Тайваня и так далее.
 К примеру, на некоторых изделиях майя и древнего Тайваня имеются рисунки гуманоидных существ, явно облаченных в скафандры, с шлемами и в «космических» башмаках. На шлемах — антенны. Остается предположить, что либо Тайвань и Америку в древности посещали «зеленые человечки», либо фантазия у людей была развита всегда, и постоянно шел поиск «братьев по разуму», пусть даже не наяву, а только в сказке.
 Шелкография — такая же сказка, как и странные рисунки майя и тайваньцев. Возникновение технологии вызывает вопросы у историков, зато разнообразные производства используют ее, не задаваясь излишними размышлениями. Тем более, что современная технология шелкографии не имеет ничего общего с первоначальной, «инопланетной». Та лишь обозначила возможность своеобразной множительной системы повторения изображений.
 Ближе всего к современному искусству шелкографии методы украшения доспехов самураев, применявшиеся в Японии в 1185—1333 годах. Так что каждый раз, беря в руки майку, украшенную по методу шелкографии, можно считать ее облачением современного воина. А заодно и поразмышлять о бренности всего земного и неизбежной трансформации: от доспехов самураев, элитных воинов Японии, к обычным хлопчатобумажным майкам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий