Поиск по этому блогу

понедельник, 19 августа 2013 г.

Ямато-э стиль в живописи

ЯМАТО-Э — в изобразительном искусстве Японии X—XII вв. самостоятельное, собственно японское направление, противостоявшее кара-э (означает «китайская живопись»). Характеризуется воспроизведением сюжетов средневековых японских повестей, романов и дневников на свитках, выразительным сочетанием четких силуэтов и ярких цветовых пятен, вкраплением золотых и серебряных блесток.

Японская живопись — один из старейших и наиболее изысканных видов изобразительного искусства Японии, охватывающий широкий спектр жанров и стилей. Как и история японского изобразительного искусства в целом, история японской живописи представляет собой долгий путь соперничества и переплетения исконных японских принципов и адаптации иностранных идей.

Для мастеров ямато-э характерны яркие силуэтные изображения, горизонтальные свитки, иллюстрирующие аристократические романы, повести, в которых живопись перемежается с каллиграфией.

Характеризуется воспроизведением сюжетов средневековых японских повестей, романов, дневников на свитках, выразительным сочетанием четких силуэтов, ярких цветовых пятен, вкраплением золотых и серебряных блесток.


Композиции Ямато-э (преимущественно исторические и легендарные сцены из аристократической жизни, иллюстрации к придворным романам) писались тушью и красками, чаще всего на свитках (часто горизонтальных), обычно составляя серии («эмакимоно»). Свитки ямато-э сочетают в себе живопись и каллиграфию, их отличают яркие, локально окрашенные силуэты изображений. Расцвет Ямато-э наступил в XII—XIV в. Позднее многие характерные черты Ямато-э (орнаментальные формы облаков, приёмы параллельной перспективы и т.д.) вошли составными элементами в произведения школ Кано и Укийё-э. Наиболее известные художники этой школы: Фудзивара Нобудзанэ, Фудзивара Таканобу (оба XII—XIII в.), Фудзивара Такаеси (середина XII в.).

В IX в. в Японии словом «ямато-э» стала называться светская (в противоположность культовой, связанной с буддийской обрядностью) живопись на национальные сюжеты; в противоположность ей произведения на китайские сюжеты были отнесены к кара-э (от «кара» — Китай). Таким образом, первоначально выделение ямато-э происходило на чисто тематической основе.

Художественный жанр, в котором зародилась живопись на японские сюжеты, назывался сёхэйга и объединял в себе росписи стен, раздвижных перегородок (фусума) и переносных экранов (бёбу). На протяжении периода Хэйан (794—1185 г.) — времени господства аристократической придворной культуры — грандиозные горные ландшафты в китайском духе постепенно уступили место в дворцовых интерьерах пейзажам и природному миру Японии, сценкам из японской придворной и сельской жизни. Композиции дополнялись стихами, сюжетно и эмоционально перекликающимися с живописью и дополняющими ее изяществом каллиграфии. Нередко знаменитые стихотворения «иллюстрировались» в художественных росписях и наоборот.

Эти ранние (IX—XI в.) композиции до нас не дошли, но сборники иллюстрируемых стихотворений позволяют уточнить их тематику. Судя по ним, живопись ямато-э тематически делилась на изображения основных занятий человека в каждый из двенадцати месяцев (цукинами-э), образы четырех времен года (сики-э), а также виды знаменитых местностей (мэйсё-э). Как уже отмечалось, не сохранилось ни одного памятника раньше второй половины XI века, поэтому раннюю стадию сложения стиля ямато-э можно реконструировать на основе произведений более зрелого этапа. Таковы пейзажные ширмы из храма Тодзи второй половины XI века (Национальный музей, Киото), настенные росписи храма Феникса в монастыре Бёдоин в Удзи, близ Киото, 1053 года и некоторые другие памятники.

Оформление интерьеров в стиле ямато-э достигло расцвета в работах Кудара-но Каванари (789—853 г.) и мастеров первой значительной национальной школы Косэ (существовала с конца IX до XV в.). Ее основатель, прославленный придворный художник Косэ-но Канаока (IX в.), по свидетельству документов, стремился к точному воспроизведению в росписях реальных пейзажей, хотя по преимуществу объектами изображения для художников становились не увиденные, а описанные в поэзии местности. Росписи в стиле кара-э сохранили свое значение в оформлении храмовых интерьеров, а также в предметах интерьера, предназначенных для самых официальных придворных церемоний.

По мере развития ямато-э в ее рамках происходило сложение национального художественного стиля, а само это понятие постепенно расширялось. Так, в горизонтальных свитках эмакимоно национальная тематика решалась в разных стилевых вариантах. Другой важной составляющей стал портрет, обновленный усилиями Фудзивара Таканобу (1142—1205 г.). В работах его школы этот жанр, прежде развивавшийся лишь в религиозной и ритуальной сферах (образы патриархов и посмертный портер), обрел верность натуре и получил стилевое определение нисэ-э(«жизнеподобная живопись»).

Сложившееся разделение сфер живописи в японском и в китайском стилях сохранялось до середины периода Камакура (1885—1333 г.), после чего под влиянием китайского искусства династии Сун (960—1279 г.) монохромная живопись (суйбокуга) временно потеснила полихромную ямато-э в светских интерьерах. Однако национальная живопись (как по тематике, так и по стилю) не потеряла своего значения. Упомянутая школа Тоса сохраняла консервативную верность старым традициям, хотя близкие школе рядовые художники обогатили круг тем и образов зарисовками из современной им городской жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий