Караваджизм — стиль европейской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце XVI века.
Караваджизм (название произошло от имени основателя — Меризи да Караваджо) — стиль европейской живописи периода барокко. Зародился в конце шестнадцатого века в Риме. Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 — 1610) — итальянский художник. Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. Целью его творчества было отображение реальности. Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной. Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути — более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства — в представлении «иного, идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов, интерес к натуре.
Особая роль уделяется объёму, то есть свету и тени на полотне. Караваджизму свойственны обострённое чувство реальной предметности, демократизм художественного идеала, материальность изображения, активная роль контрастов светотени в живописно-пластическом решении произведения, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии данный стиль был актуален до конца семнадцатого века. Он имел особое влияние на живопись Генуи, Рима, Неаполя. Самое оригинальное и сильное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве О. Джентилески. Между европейскими художниками, работавшими в стиле караваджизма вне Италии, самым значительным стало творчество так называемых голландских утрехтских караваджистов (Г. Хонтхорста, Х. Тербрюггена и др.), а также А. Эльсхаймера в Германии и Х. Риберы в Испании. Воздействие отдельных приёмов стиля Караваджо также видно в работах отдельных мастеров академизма (Г. Рени и пр. в Италии) и барокко (К. Шкрета в Чехии и др.). Через этап караваджизма прошли Х. ванн Рейн Рембрандт, П.П. Рубенс, Д. Веласкес, Ж. де Латур. Голландские и фламандские караваджисты стали связной нитью между живописью Северной Европы и Средиземноморья. Архетипом фламандского караваджизма можно считать Луи Финсона, которого называли также на латинский манер Лудовикус Финсониус
Основоположником этого стиля считается Караваджо. Революция Караваджо в области формы и иконографии живописи явилась результатом радикального изменения отношений между художником и внешним миром.
Для караваджизма характерны: демократизм художественных идеалов; интерес к непосредственному воспроизведению натуры; драматизация изображения с помощью контрастов света и тени; стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов; крупные планы; монументализация жанровых мотивов; бытовая трактовка религиозных и мифологических сюжетов.
Итальянский караваджизм художники: Бартоломео Манфреди, Чекко ди Караваджо, Джованни Бальоне, Орацио Джентилески, Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Карло Селлито, Рутилло Манетти, Пьетро Паолини.
Утрехтский караваджизм художники: Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Дирк ван Бабюрен, Ян ван Бейлерт, Давидс де Хем, Питер де Греббер.
Неаполитанский караваджизм художники: Джованни Баттиста Караччоло, Хосе де Рибера, Маттиа Прети, Аниелло Фальконе, Лука Форте, Паоло Порпора, Джованни Баттиста Руопполо.
Испанский караваджизм художники: Франсиско Рибальта. Вся прогрессивная испанская живопись развивалась в 1620—1635 в русле караваджизма. В духе караваджизма исполнены севильские произведения Веласкеса.
Французский караваджизм художники: Симон Вуэ, Валантен де Булонь, Николя Турнье, Жорж де Латур, Луи Ленен, П. Кантон, Жан Тассель.
Караваджизм (название произошло от имени основателя — Меризи да Караваджо) — стиль европейской живописи периода барокко. Зародился в конце шестнадцатого века в Риме. Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 — 1610) — итальянский художник. Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. Целью его творчества было отображение реальности. Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной. Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути — более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства — в представлении «иного, идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов, интерес к натуре.
Особая роль уделяется объёму, то есть свету и тени на полотне. Караваджизму свойственны обострённое чувство реальной предметности, демократизм художественного идеала, материальность изображения, активная роль контрастов светотени в живописно-пластическом решении произведения, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии данный стиль был актуален до конца семнадцатого века. Он имел особое влияние на живопись Генуи, Рима, Неаполя. Самое оригинальное и сильное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве О. Джентилески. Между европейскими художниками, работавшими в стиле караваджизма вне Италии, самым значительным стало творчество так называемых голландских утрехтских караваджистов (Г. Хонтхорста, Х. Тербрюггена и др.), а также А. Эльсхаймера в Германии и Х. Риберы в Испании. Воздействие отдельных приёмов стиля Караваджо также видно в работах отдельных мастеров академизма (Г. Рени и пр. в Италии) и барокко (К. Шкрета в Чехии и др.). Через этап караваджизма прошли Х. ванн Рейн Рембрандт, П.П. Рубенс, Д. Веласкес, Ж. де Латур. Голландские и фламандские караваджисты стали связной нитью между живописью Северной Европы и Средиземноморья. Архетипом фламандского караваджизма можно считать Луи Финсона, которого называли также на латинский манер Лудовикус Финсониус
Основоположником этого стиля считается Караваджо. Революция Караваджо в области формы и иконографии живописи явилась результатом радикального изменения отношений между художником и внешним миром.
Для караваджизма характерны: демократизм художественных идеалов; интерес к непосредственному воспроизведению натуры; драматизация изображения с помощью контрастов света и тени; стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов; крупные планы; монументализация жанровых мотивов; бытовая трактовка религиозных и мифологических сюжетов.
Итальянский караваджизм художники: Бартоломео Манфреди, Чекко ди Караваджо, Джованни Бальоне, Орацио Джентилески, Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Карло Селлито, Рутилло Манетти, Пьетро Паолини.
Утрехтский караваджизм художники: Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Дирк ван Бабюрен, Ян ван Бейлерт, Давидс де Хем, Питер де Греббер.
Неаполитанский караваджизм художники: Джованни Баттиста Караччоло, Хосе де Рибера, Маттиа Прети, Аниелло Фальконе, Лука Форте, Паоло Порпора, Джованни Баттиста Руопполо.
Испанский караваджизм художники: Франсиско Рибальта. Вся прогрессивная испанская живопись развивалась в 1620—1635 в русле караваджизма. В духе караваджизма исполнены севильские произведения Веласкеса.
Французский караваджизм художники: Симон Вуэ, Валантен де Булонь, Николя Турнье, Жорж де Латур, Луи Ленен, П. Кантон, Жан Тассель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий