Формализм - (от лат. forma — образ, обличье) — в широком смысле слова — предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. В узком смысле формализм — художественный метод, в основе которого лежит абсолютизация, эстетизация формы в искусстве.
Формализм возник в начале XX в., объединив многочисленные течения и школы искусства — футуризм, кубизм, абстракционизм, фовизм, экспрессионизм и др., для которых, несмотря на отличия, были характерны общие черты: противопоставление искусства и действительности, отрыв художественной формы от конкретного содержания и провозглашение ее автономности.
Основы формализма как художественной программы были разработаны представителями немецкой школы искусствознания — Конрадом Фидлером, Генрихом Вельфлином, Алоизом Риглем, рассматривающими художественную форму как собственно эстетический фактор в искусстве, как методвидения и способ создания своего рода «идеальной действительности». Эти идеи имели широкий резонанс в европейской культуре и искусстве, в частности, в российской, где в 1910-х гг. сложилась сильная лингвистическая школа формализма, сделавшая из литературоведения науку мирового значения.
Вообще, термин «формализм» имел в советском искусствоведении несколько значений. В 1920-х гг. он обозначал системы формального метода и анализа, приверженцы которых изучали формальные конструкции в пластических искусствах, литературе и музыке. С усилением политической ситуации в стране меняется и понимание термина, продиктованное отождествлением содержания искусства с сюжетно-тематическим строем произведения: всякая относительная самостоятельность в построении художественной формы воспринимается как отрыв от содержания, а затем и как утрата его. Под термин «формализм» подпадает любое явление искусства, не укладывающееся в рамки социалистического реализма или противопоставляющего себя ему. Постепенно это понятие теряет научный смысл и приобретает вульгарный оттенок, поскольку употребляется только для дискредитации художников и направлений, не отвечающих официальным доктринам.
Формализм возник в начале XX в., объединив многочисленные течения и школы искусства — футуризм, кубизм, абстракционизм, фовизм, экспрессионизм и др., для которых, несмотря на отличия, были характерны общие черты: противопоставление искусства и действительности, отрыв художественной формы от конкретного содержания и провозглашение ее автономности.
Основы формализма как художественной программы были разработаны представителями немецкой школы искусствознания — Конрадом Фидлером, Генрихом Вельфлином, Алоизом Риглем, рассматривающими художественную форму как собственно эстетический фактор в искусстве, как методвидения и способ создания своего рода «идеальной действительности». Эти идеи имели широкий резонанс в европейской культуре и искусстве, в частности, в российской, где в 1910-х гг. сложилась сильная лингвистическая школа формализма, сделавшая из литературоведения науку мирового значения.
Вообще, термин «формализм» имел в советском искусствоведении несколько значений. В 1920-х гг. он обозначал системы формального метода и анализа, приверженцы которых изучали формальные конструкции в пластических искусствах, литературе и музыке. С усилением политической ситуации в стране меняется и понимание термина, продиктованное отождествлением содержания искусства с сюжетно-тематическим строем произведения: всякая относительная самостоятельность в построении художественной формы воспринимается как отрыв от содержания, а затем и как утрата его. Под термин «формализм» подпадает любое явление искусства, не укладывающееся в рамки социалистического реализма или противопоставляющего себя ему. Постепенно это понятие теряет научный смысл и приобретает вульгарный оттенок, поскольку употребляется только для дискредитации художников и направлений, не отвечающих официальным доктринам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий