Поиск по этому блогу

четверг, 22 августа 2013 г.

Кинетическое искусство

Кинетическое искусство — искусство, использующее реально изменяющиеся или перемещающиеся формы во взаимодействии со светом, музыкой, пространством, называют кинетическим. Строго говоря, его нельзя считать только современным. Двигающиеся по кругу статуи апостолов на здании ратуши в Праге, заводные куклы, пестрые карусели — вот далеко не полный перечень попыток украсить движением окружающий предметный мир. Изощренного искусства достигало устройство фонтанов и каскадов, фейерверков. Все это доказывает, что реальное движение уже давно стало для человека не просто средством достижения какой-либо цели, но и предметом бескорыстного восхищения, воссоздать которое он и стремился.

Современное кинетическое искусство располагает одновременно возможностями света, цвета, многих материалов, звука, кроме того, оно может решить практически любую программу их взаимодействия. Не следует, впрочем, думать, что эти средства должны быть использованы обязательно вместе. Как и в традиционном искусстве их выбор идет от сложившегося в сознании образа, и тут действует скорее принцип самоограничения, чем «расточительства».


Что же представляет собой образ кинетического искусства? Как он ни своеобычен, его формируют общие для изобразительного искусства элементы плоскостной, объемной и пространственной композиции. Разница в следующем: ритмика в живописи, графике, скульптуре и других рассчитана на собственное движение человека (или его взгляда); здесь же цвет, освещенность, силуэт, формы и глубина ритмически изменяются и при фиксированной точке зрения.

Условность изображения в кинетическом искусстве проявляется намного решительней, чем в станковом и монументальном искусстве.

Язык кинетического искусства неразрывно связан с новыми материалами, с достижениями науки и техники, и эта сторона в кинетических установках обычно ярко выражена наряду с изобразительной, тематической. Они не противоречат друг другу, а дополняют, отсюда особо современное, обобщенное звучание произведений кинетического искусства.

Так же, как и в театре, здесь очень важна зрелищная сторона, неожиданные и впечатляющие красочные, световые эффекты, метаморфозы форм. Обычно программа кинетической установки задается по замкнутому циклу, и этот возвращающийся ритм тоже придает своеобразное впечатление произведениям.

Одним из произведений кинетического искусства являются мобили — мобильные, вращающиеся конструкции. Самыми простыми мобилями являются работы Александра Колдера. В более сложных не только используется перемещение воздуха, но и применяется электрический мотор, как, например, в конструкциях Брайана Уинтера из раскрашенных карт, отражающихся в вогнутом зеркале. Хулио Ле Парк создавал эффект мерцающего света с помощью движущихся квадратов из цветного металла, висящих на нейлоновых нитях. Чтобы привлечь внимание зрителей, к некоторым мобилям присоединялись звуковоспроизводящие устройства, и мобили издавали писк. Для изготовления кинетических картин подбирались самые невероятные вещи. Конструкции стали передвигаться, излучать свет, попискивать.

Очередным изобретением явилось самоубийственное или самоуничтожающееся искусство. Двигающееся устройство из колес, шестеренок, массы различных деталей работало некоторое время, потом в одночасье загоралось, а потом расплющивало себя молотками, которые входили в комплект конструкции. Приемы «самоубийственного искусства» распространились на книгопечатанье: выпускались альбомы с репродукциями, напечатанными специальными красками, которые через некоторое время бесследно исчезали с листов альбома. Кинетические конструкции часто используются в рекламном и оформительском искусстве.

Кинетическое искусство — массовое зрелище. У нас в стране имеются интересные опыты обращения к кинетическому искусству как к мощному средству монументальной пропаганды, и один из самых значительных — праздничное оформление улиц и площадей Ленинграда в дни 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, осуществленное коллективом ленинградских и московских художников. В этом большом кинетическом произведении сочетался голос Владимира Ильича Ленина, записанный на пластинку при его жизни, с показом исторических документальных кинокадров сразу на нескольких огромных экранах, поставленных на площади В. И. Ленина. На набережной Невы вращение чаши радиотелескопа сопровождалось стартовыми командами запуска первых советских космических кораблей. А вся праздничная кинетическая свето-динамическая постановка завершалась конструктивной электрифицированной моделью атомного ядра и двигающихся вокруг него светящихся электронов.

Аналогии с кинетическим искусством имеет искусство светомузыки. Здесь также используется движение света и цвета, еще значительней в общей композиции произведения роль звука; сила и разнообразие выразительных средств зависят от инженерного решения установки, являющейся непосредственным источником их; как и кинетическое искусство, светомузыка находится в стадии становления и поисков.

Поиски художников, композиторов и технических специалистов идут по нескольким направлениям. Соз­даны и создаются системы с «жесткой» связью «свет— звук», где каждый звук музыкального произведения вызывает свет определенного цвета и силы. В декоративное убранство общественных интерьеров включаются светомузыкальные программы, развивающиеся по замкнутому циклу.

Но основное поле деятельности художников — создание «не жестких», образных интерпретаций музы­кальных произведений. Основоположником этого направления следует считать великого русского композитора А. Н. Скрябина, обладавшего ярким даром видения музыки в цвете и мечтавшего об их синтезе. Еще в 1910 году, впервые в мире, была исполнена в световом сопровождении его симфоническая поэма «Прометей». Сейчас у нас в стране работают несколько творческих групп. На произведения классической и современной музыки снимаются светомузыкальные фильмы, с помощью специальных стационарных установок устраиваются светомузыкальные концерты (в том числе в музее Скрябина в Москве). Подготавливается почва для осуществления оригинальных светомузыкальных про­изведений, где светоцвет и музыка сочинялись бы одновременно и взаимосвязанно.

Мы рассмотрели отдельные художественные средства разных видов и жанров изобразительного искусства, составляющих многосложный, яркий и целостный язык этого искусства. Только мастерски владея этими средствами, художник может воплотить свой замысел и передать мысли и чувства многих людей, раскрыть сущность жизненных явлений. Но чтобы понять и внутренне пережить созданный художником образ, зритель должен сам проявить творческую активность в познании закономерностей искусства, его языка, его средств, являющихся не просто одними из слагаемых художественного образа, а полностью воплощающих идею и художественную суть произведения.

Поэтому внимательное, чуткое отношение к тому, как именно создается художником впечатляющее про­изведение, как мастер, тонко чувствующий специфические особенности, требования и назначение того или иного вида искусства, умело и вдохновенно использует нужные ему художественные средства, позволяет и нам, зрителям, войти в творческую лабораторию художника, почувствовать и понять своеобразную логику в построении художественного образа.

Все это делает более глубоким и проникновенным наше непосредственное восприятие произведений изобразительного искусства, доставляя воистину большое эстетическое наслаждение, духовно обогащает каждого, стремящегося во всей полноте познать правду и поэзию жизни, воплощенные в прекрасных образах искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий