Реди-мейд - (англ. ready-made -готовое изделие) — термин, обозначающий предметы обихода, изделия массового производства, волей художника вырванные из привычной среды и помещенные в выставочные залы как произведения искусства. Смысл: при смене окружения изменяется и восприятие объекта, зритель видит в предмете, выставленном на подиуме, не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы и цвета. Автором идеи и создателем первых «ready-made» был художник-дадаист Марсель Дюшан. По его мнению, эти «готовые объекты» должны были разрушить устои классического искусства, сблизить искусство с реальной жизнью, на практике воплощая идею дадаизма о том, что искусством может быть все. Никакая живописная копия не может показать предмет лучше, чем он сам. Поэтому проще выставить оригинал, а не пытаться его изображать. Лишенные сами по себе эстетической ценности, но нагруженные иносказательными, символическими смыслами (во многом благодаря ироничным названиям, придуманным художниками), «ready-made» стали наглядной демонстрацией отказа от идеи «сотворения произведения искусства».
Первый «ready-made» в исполнении М. Дюшана, «Колесо от велосипеда», был представлен на выставке Армори-шоу в Нью-Йорке в 1913 г. Вслед за ним последовали экспонаты в виде сушилки для бутылок, расчески и т. д. Однако самым знаменитым, скандально известным «ready-made» Дюшана стал «фонтан» (1917) — обыкновенный писсуар, купленный в магазине сантехники и подписанный псевдонимом «R. Mutt». Отстаивая свое создание перед возмущенным выставочным комитетом, художник заявил, что «не имеет значение, сам ли мистер Матт сделал его или нет… Он взял бытовое стандартное изделие, поместил его в необычную среду, да так что в новой обстановке исчезло его привычное значение».
Как полноправное произведение искусства, «ready-made» неотделим от публичности, от реакции на него зрителей, которые невольно становятся соавторами художника. Не случайно, пережив породивший его дадаизм, воплотившись в сюрреалистический «предмет», «ready-made» органично вошел в современное искусство, став составной и неотъемлемой частью инсталляций, хэппенингов, перформансов и других арт-практик.
Мастера Реди-мейд: Марсель Дюшан, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Хуан Миро, Роберт Раушенберг, Зигмар Польке.
Первый «ready-made» в исполнении М. Дюшана, «Колесо от велосипеда», был представлен на выставке Армори-шоу в Нью-Йорке в 1913 г. Вслед за ним последовали экспонаты в виде сушилки для бутылок, расчески и т. д. Однако самым знаменитым, скандально известным «ready-made» Дюшана стал «фонтан» (1917) — обыкновенный писсуар, купленный в магазине сантехники и подписанный псевдонимом «R. Mutt». Отстаивая свое создание перед возмущенным выставочным комитетом, художник заявил, что «не имеет значение, сам ли мистер Матт сделал его или нет… Он взял бытовое стандартное изделие, поместил его в необычную среду, да так что в новой обстановке исчезло его привычное значение».
Как полноправное произведение искусства, «ready-made» неотделим от публичности, от реакции на него зрителей, которые невольно становятся соавторами художника. Не случайно, пережив породивший его дадаизм, воплотившись в сюрреалистический «предмет», «ready-made» органично вошел в современное искусство, став составной и неотъемлемой частью инсталляций, хэппенингов, перформансов и других арт-практик.
Мастера Реди-мейд: Марсель Дюшан, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Хуан Миро, Роберт Раушенберг, Зигмар Польке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий