Пуризм - (фр.purisme от лат. Purus — чистый) — течение во французском изобразительном искусстве конца 1910—1920-хгг., представленное главным образом творчеством его основателей — художника Амеде Озанфана и архитектора Шарля Эдуарда Жаннере (Ле Корбюзье).
Начало движению положил манифест «После кубизма»(1918 г.), где были изложены главные положения нового, более совершенного (по замыслу его создателей) направления в искусстве — пуризма. Отвергая декоративность и деформацию натуры, принятые кубизмом и другими авангардистскими течениями, развивавшимися на кануне Первой Мировой войны (футуризма и орфизма), пуристы провозгласили идею «очищения» действительности, изображаемой художником. Объект окружающего мира в художественных произведениях заменялся «пластическим символом», «первичным элементом», который должен был выразить внутреннюю сущность предмета или явления. Пуристы призывали к максимальному самоограничению — отбросить все лишнее, второстепенное, отказаться от субъективного произвола (фантазии и свободы творчества) в целях достижения пластического совершенства, образцом которого является машина.
Эти положения развивались А.Озанфаном и Ле Корбюзье и журнале «Новый дух» («LEsprit Nouveau»), выпускаемом ими в 1920—1925 гг., в совместной книге «Современная живопись» (1924 г.) и усовершенствовались в практическом живописном опыте. Вдохновленные машинной эстетикой, пуристы последовательно приходят в своих работах к упрощению форм и цвета, четким геометрическим линиям, строгим композициям. Основным жанром пуризма становится натюрморт, где простые стандартизованные формы предметов могут легко соединяться, оставаясь при этом четкими. Эти предметы изображаются в соответствии с методами промышленного рисунка — общий план и проекция в перспективе.
Не получив широкого развития в станковых формах, художественные принципы пуризма нашли частичное отражение в архитектуре (творчество Ле Корбюзье и А.Лооса), а также в определенной степени явились предтечей конструктивизма.
Мастера пуризма: Амаде Озанфан, Шарль Эдуард Жаннере, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, Вили Баумайстер, Оскар Рутерсвард
Начало движению положил манифест «После кубизма»(1918 г.), где были изложены главные положения нового, более совершенного (по замыслу его создателей) направления в искусстве — пуризма. Отвергая декоративность и деформацию натуры, принятые кубизмом и другими авангардистскими течениями, развивавшимися на кануне Первой Мировой войны (футуризма и орфизма), пуристы провозгласили идею «очищения» действительности, изображаемой художником. Объект окружающего мира в художественных произведениях заменялся «пластическим символом», «первичным элементом», который должен был выразить внутреннюю сущность предмета или явления. Пуристы призывали к максимальному самоограничению — отбросить все лишнее, второстепенное, отказаться от субъективного произвола (фантазии и свободы творчества) в целях достижения пластического совершенства, образцом которого является машина.
Эти положения развивались А.Озанфаном и Ле Корбюзье и журнале «Новый дух» («LEsprit Nouveau»), выпускаемом ими в 1920—1925 гг., в совместной книге «Современная живопись» (1924 г.) и усовершенствовались в практическом живописном опыте. Вдохновленные машинной эстетикой, пуристы последовательно приходят в своих работах к упрощению форм и цвета, четким геометрическим линиям, строгим композициям. Основным жанром пуризма становится натюрморт, где простые стандартизованные формы предметов могут легко соединяться, оставаясь при этом четкими. Эти предметы изображаются в соответствии с методами промышленного рисунка — общий план и проекция в перспективе.
Не получив широкого развития в станковых формах, художественные принципы пуризма нашли частичное отражение в архитектуре (творчество Ле Корбюзье и А.Лооса), а также в определенной степени явились предтечей конструктивизма.
Мастера пуризма: Амаде Озанфан, Шарль Эдуард Жаннере, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, Вили Баумайстер, Оскар Рутерсвард
Комментариев нет:
Отправить комментарий