Суйбокуга (или как его ещё называют суми-э, суми-е) — японская живопись тушью. Изначально китайский стиль был заимствован японскими художниками в XIV веке, а к концу XV он превратился в основное направление живописи Японии.
Суйбокуга монохромна. Она характеризуется использованием черной туши (суми), твердой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк. Но даже тушь позволяла использовать многочисленные градации серого для создания объемности, богатства произведения, его глубины и многоплановости.
Суйбокуга иногда допускает использование настоящих цветов, но только в качестве дополнительных — тонких и прозрачных — мазков, которые всегда остаются подчиненными основной линии, исполненной тушью.
Среди первых дзэнских монахов, работавших в жанре суйбокуга, известны Као Нинга и Мокуан Рэйэн. Мастер живописи тушью Сюбун, живший в XV в., был связан с художественной академией при храме Сёкокудзи в Киото. Его последователь Сэссю Тоё оставил после себя значительное художественное наследие. Знаменит его «Ландшафт Хабоку», созданный в стиле «разбрызгивание туши».
Вообще ландшафт был важным объектом живописи тушью. Ранние ландшафтные картины японских художников часто изображали фантастично громоздящие горные вершины и глубокие ущелья, явно копирующие китайскую ландшафтную живопись и не имеющие ничего общего с местной топографией. Со временем японцы стали внимательнее относиться к окружающей их природе, картины стали более естественными.
Исполнялись тушью и портреты. Например, известны изображения дзэнских патриархов и таинственных личностей, принадлежавших кисти Кандзан и Дзиттоку. Более широкая категория дзэнской монохромной портретной живописи охватывает своими рамками животных и птиц.
В конце эпохи Муромати наблюдалась постепенное отделение суйбокуга от дзэн-буддизма. Начало этому положили работы художников школы Ами — Ноами, Гэйами и Соами, прикомандированных к двору сёгуна. Наибольшего своего развития эта тенденция достиглав начале эпохи Эдо (1600 — 1868). Живопись тушью продолжала развиваться на протяжении всей этой эпохи. В это время стали известны такие мастера, как Ёса Бусон и Урагами Гёкудо. После 1868 года традиции суйбокуга следовали Ёкояма Тайкан, Хисида Сюнсо и Симомура Кандзан.
Суйбокуга монохромна. Она характеризуется использованием черной туши (суми), твердой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк. Но даже тушь позволяла использовать многочисленные градации серого для создания объемности, богатства произведения, его глубины и многоплановости.
Суйбокуга иногда допускает использование настоящих цветов, но только в качестве дополнительных — тонких и прозрачных — мазков, которые всегда остаются подчиненными основной линии, исполненной тушью.
Среди первых дзэнских монахов, работавших в жанре суйбокуга, известны Као Нинга и Мокуан Рэйэн. Мастер живописи тушью Сюбун, живший в XV в., был связан с художественной академией при храме Сёкокудзи в Киото. Его последователь Сэссю Тоё оставил после себя значительное художественное наследие. Знаменит его «Ландшафт Хабоку», созданный в стиле «разбрызгивание туши».
Вообще ландшафт был важным объектом живописи тушью. Ранние ландшафтные картины японских художников часто изображали фантастично громоздящие горные вершины и глубокие ущелья, явно копирующие китайскую ландшафтную живопись и не имеющие ничего общего с местной топографией. Со временем японцы стали внимательнее относиться к окружающей их природе, картины стали более естественными.
Исполнялись тушью и портреты. Например, известны изображения дзэнских патриархов и таинственных личностей, принадлежавших кисти Кандзан и Дзиттоку. Более широкая категория дзэнской монохромной портретной живописи охватывает своими рамками животных и птиц.
В конце эпохи Муромати наблюдалась постепенное отделение суйбокуга от дзэн-буддизма. Начало этому положили работы художников школы Ами — Ноами, Гэйами и Соами, прикомандированных к двору сёгуна. Наибольшего своего развития эта тенденция достиглав начале эпохи Эдо (1600 — 1868). Живопись тушью продолжала развиваться на протяжении всей этой эпохи. В это время стали известны такие мастера, как Ёса Бусон и Урагами Гёкудо. После 1868 года традиции суйбокуга следовали Ёкояма Тайкан, Хисида Сюнсо и Симомура Кандзан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий