Поиск по этому блогу

суббота, 24 августа 2013 г.

Гохуа - направление в китайской живописи.

Гохуа  (чжунгохуа) — традиционалистское направление в китайской живописи, возникшее на рубеже XIX-XX вв.; живопись минеральными и растительными водяными красками и черной тушью, для нее характерно применение выработанных в древности приемов и сохранение традиционных средневековых жанров.

Живопись гохуа — это традиционная китайская живопись. Как утверждают историки, истоки китайской живописи восходят к узорам и изображениям людей и животных на расписной керамике неолита, отдаленного от нас на 5−6 тысячелетий.

С самого начала китайской живописи образы создавались посредством линейного рисунка. Это одна из отличительных черт китайской живописи по сравнению с европейской. В западных традиционных картинах маслом, в акварелях можно совсем не заметить линию, как таковую. В китайской же живописи, наоборот, редки произведения, творцы которых обходились без нее.

Китайская живопись требует разносторонней подготовки художника. Приступая к рисованию, художник, как правило, уже обдумал стихотворное сопровождение, которое он надпишет на картине, каллиграфический стиль, каким он напишет это сопровождение, и место, где лучше всего поставить печать. Стихотворная надпись призвана дополнить образное содержание картины, сделать все произведение гармоничным. Красный цвет печати, контрастируя с черно-белым и цветным фоном картины, придает картине особый нюанс, делает ее законченной. В целом картина должна стать органическим единством поэзии, каллиграфии, живописи и граверного искусства (последнее проявляется в оттиске с печати).


Поэтому овладеть секретами живописи тушью совсем не так уж просто. Как в живописи сеи, так и в каллиграфии важно безупречное владение кистью. Ведь каждый мазок кисти с тушью, ложась на пористую бумагу, должен быть безукоризненно точным, так как ни стереть, ни поправить его уже невозможно.

Что касается композиционного построения, то тут важным отличием китайской живописи от живописи западной является непременное наличие на китайских картинах «пустых», незаполненных участков полотна. Эти пустые участки могут маскироваться под виды белесого облака, окутавшего гору, или туман над водной гладью, или отблеск солнечного или лунного света, а могут быть просто пустым местом. Такие пустые участки — важный композиционный элемент китайских картин. Если исходить из того, что художник задался целью выразить в образах некий поэтический или философский смысл, то «пустоты» призваны играть символическую роль, намекая на невозможность имеющимися средствами исчерпывающе и до конца выразить замысел художника и оставляя простор для фантазии зрителя. Выдающийся древнекитайский живописец и литератор Су Ши (1036—1101) выступал за то, чтобы «в стихах была образность живописи, а в живописи присутствовала поэзия». Этот девиз очень хорошо выразил идею органического единства поэзии и живописи, достичь которого стремились поколения китайских художников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий