Поиск по этому блогу

четверг, 22 августа 2013 г.

Концептуализм или концептуальное искусство.

Концептуализм - (от латинского «conceptus» — «мысль» «идея», представление), концептуальное искусство — одно из наиболее распространенных направлений в культуре неоавангардизма второй половины XX в. Оно возникло и сложилось как культурный феномен в 1960-х. Концептуализм принципиально отказался от воплощення мысли, идеи в материале, что свело творчество исключительно к феномену сознания, к мысли, очищенной я ее материального воплощения воспринятой как некая форма и структура вне смыслового значения предложенного текста. Концептуализм отвергает принципы изобразительности и выразительности как «отвлекающие» от предложенной идеи, и это выводит концептуальные тексты за пределы xyдожественного творчества, собственно искусства, делает особой деятельностью в сфере культуры. Концептуалистские объекты существуют в виде набросков письменно или устно изложенных проектов, фраз или пространных текстов, написанных от руки или с помощью компьютеров, пишущих машинок или принтеров; материальные средства воплощения текстов при этом служат лишь возбудителями умственных представлений, а создаваемым объектом является мысленная форма, структура. Искусство замещается идеей искусства. Своих приверженцев концептуализм находит в среде художников, приученных в XX в. ко все более решительному выходу искусства во вне художественные сферы. Концептуализм освоил аудиозапись и видеозапись, фотографию, киносъемку, внедрился в различные знаковые системы, ищет формы фиксации идеи в формулах, чертежах, таблицах, в разного рода рукотворных объектах и нередко даже в природных объектах, приспособленных для этой цели. Теория концептуализма сложилась под влиянием идей лингвистической философии, логического позитивизма, новейших школ психологии и языкознания. Наиболее влиятельным объединением концептуалистов стала английская группа «Искусство — язык», издававшая одноименный журнал. В группу входили Терри Аткинсон, Майкл Болдуин, Дейвид Бсйнбридж, Харолд Харрел. американец Джозеф Кошут.


В Центральной и Восточной Европе образовались с конца 1960-х свои центры концептуального искусства, отличавшегося от англо-американского варианта прежде всего стремлением остаться в рамках художественной изобразительности и выразительности, но придать объектам острую эксцентричность и вызывающую, шокирующую новизну методами международного концептуализма. Результат получился неожиданно ярким, окрашенным традициями национальной сатирической графики. Зачинателем этого «восточного концептуализма» (оставшегося в рамках искусства, но подчеркнуто и вызывающе парадоксального) был Пражский салон 1967 года (организатор Честмир Кафка), возникший как отважный вызов господствовавшему вкусу накануне «пражской весны». В отличие от подчеркнуто «западнического» искусства Праги другой центр «восточного концептуализма» — Лейпциг — культивировал немецкое искусство, воскрешавшее традиции Средневековья и Возрождения: художники Бернхард Хайзиг, Хайпц Цандер уподобляли свои композиции замысловатым записям и рисункам колдунов и алхимиков. Таллиннский график Юло Соостер оказал сильное влияние на эстонскую и русскую графику смелым сочетанием знаковых систем искусства и науки. Москвичи Александр Кузькин и Александр Юликов противопоставили русской традиции бестелесные рисунки-знаки, образующие хитроумно скомпонованные графические комплексы. Такой «художественный концептуализм» сложился в Советском Союзе как часть «подпольного искусства». Группы «Сретенский бульвар», «Коллективные действия», «Гнездо» (1960-е — 1970-е) придумывали затейливые акции и таинственные концептуальные тексты. Принципы и методы концептуализма повлияли на формирование соц-арта, в эстетике которого сложно переплетались отвлеченные информационные и лингвистические теории с политической сатирой, высмеивавшей советские стандарты жизни. На волне «восточного концептуализма» сложилось многогранное искусство Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий