Поиск по этому блогу

четверг, 22 августа 2013 г.

Китч или псевдоискусство.

Китч (нем. Kitsch), кич — термин, обозначающий одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео, гей-сообществах, в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.

Китч — это подделка под что-то ценное. Слово прилетело к нам, видимо, из немецкого: глагол kitschen был введён в обращение около 1860 г. Хотя некоторые относят его к английскому sketch («набросок»). Смысл китча сводится к двум понятиям 1. Что-то дешёвое, низкое, бульварное. 2. Популярное, гламурное, звёздное. Чаще всего мы видим как раз синтез: дешёвый гламур. Есть китч явный и скрытый, который не сразу распознаешь. Явный китч — это, например, шоколадка «Икона», продающаяся, увы, в магазинах при Храме Христа Спасителя от имени фонда этого храма, на обёртке которой напечатан лик Пречистой Девы. У нас на рынке продаются коврики с ликом Спасителя. А около кулинарии каждые выходные стоит тётенька, торгующая посудой, в ассортименте которой есть блюдца, расписанные ликами святых и Богородицы. Примеры подобного безумия, которых сегодня, увы, стало слишком много, свидетельствуют о глубочайшем кризисе культуры, который не обошёл стороной и людей, считающих себя церковными. Ну и — календари с котятами, садовые гномики, пасхальные зайцы, открытки в розочках и бантах. Я бы назвала это уличным китчем.


Неявный китч — это выдавание дешёвого за дорогое, например, в строительстве: пластик вместо дерева или мрамора). Это касается, прежде всего, содержания, но китч бывает связан и с формой. Это примитивизация, упрощение высоких материй, пиар, разные рекламные трюки, методы воздействия на толпу. Представление человека в виде пустышки, потребителя, но не глубокой личности. Вчера была передача, посвящённая памяти Тихонова, и там какая-то дизайнерша (имени не запомнила) показывала подушечки с изображением Штирлица, произнося с придыханием слова о русском Голливуде и великих актёрах, которых она таким образом увековечила. Жан Бодрийяр: «Это распространение китча, которое вытекает из индустриального умножения количества вещей, из вульгаризации на уровне предмета различных знаков, заимствованных из всех областей (прошлое, нео, экзотика, фольклор, футуризм) и из беспорядочной эскалации «готовых» знаков, имеет свою основу, как тип «массовой культуры», в социологической реальности общества потребления.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий