Поиск по этому блогу

четверг, 22 августа 2013 г.

Леттризм - стиль интересных букв.

Леттризм  - (от англ. letter — письмо, послание) — направление в модернизме, основанное в 1946 в Париже. Носителем художественного сообщения является буква в качестве самостоятельной формальной единицы или как символическое обращение к сфере языковой коммуникации (большая группа авторов). «Леттризм» — небольшое французское живописное направление, возникшее на закате сюрреализма, в конце 40-х- начале 50-х годов, и связано оно с именем румына, который всю жизнь прожил во Франции, Исидора Изу. Как истые сюрреалисты, эти художники не ограничивали себя каким-то одним типом творчества: они сочиняли стихи, писали философские труды... Для них было важно утвердить сосуществование в едином изобразительном пространстве на равных правах изображения и слова. Из разнообразных объектов единое поле не изображения, но воображения, в котором легко сосуществуют слово и предмет. Когда представители этого направления в начале 90-х приехали в Россию и вручили мне манифест леттризма, они с удивлением сказали: «Так у нас-то по сравнению с вами — какая-то капля в море, а у вас во всем искусстве — леттризм!» И действительно, у нас и концептуалисты, и соц-артисты, и те художники, которые им противоположны, например, «шестидесятник» Михаил Рогинский, и New wave 80-х годов, и минималист Александр Юликов, и даже Франциско Инфанте — и те «пишут». Да почти каждый художник в России этот тип работы испробовал! Поэтому даже если термина «леттризм» и не было у нас, он напрашивается, он корректен в отечественном арт-пространстве. Впрочем, это очередной пример заимствования западной терминологии — мы же говорим о русском импрессионизме, фовизме, реализме, сюрреализме и т.п. Почему бы не применить и «леттризм»?


Леттризм, конечно, более всего присущ новейшему искусству, хотя и в период расцвета и авторитета соцреализма, когда дело касалось пропаганды, текст обладал безусловной значимостью. На выставке показаны не столько этапы развития самого леттризма, сколько его вариации на определенных этапах развития современного российского искусства.

Например, очень любопытна и впервые показана тема новых уличных форм и жанров, связанных с лозунгом, плакатом, граффити, стикером, листовкой, которые появились не в годы перестройки или сейчас, а сложились в эпоху 70-х годов в рамках концептуальных игр. В одном пространстве оказались опусы Комара и Меламида и совершенно противоположного им проекта «Коллективные действия». Мы видим, как в продолжение этих форм развивается уличное искусство таких групп, как «Мухомор», PD, «Синие носы»... В таком контексте эти художники никогда не выставлялись. То же самое касается и перформанса: до сего момента он трактовался как некая телесная акция, а здесь поставлен акцент на тех акциях, когда герой что-то пишет, словесно высказывается. Причем, в отличие от граффитистов американских или европейских, которые вообще-то говоря, художниками не являются, это больше городской фольклор, здесь представлен целый ряд известных и крупных художников, которые не гнушаются таким жанром творчества. Отсюда — весьма оригинальная природа российского граффитизма — профессиональная, а не маргинальная.

Комментариев нет:

Отправить комментарий