Поиск по этому блогу

четверг, 22 августа 2013 г.

Лучизм - художественная школа в русском искусстве.

Лучизм  — (rayonismus, от франц.rayon — луч) — художественная школа в русском искусстве 1910-х гг., связанная с именами Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.

В 1913 г. На выставке «Мишень» лучизм был представлен широкой общественности как новое направление в современной живописи. В том же году был опубликован манифест, раскрывающий принципы лучизма: цель живописи — в передаче четвертого измерения, где властвуют иные живописные законы и приемы. Художник должен изображать не сами предметы (видимые формы), а отраженные от них цветовые лучи (внутренняя сущность); передавать на полотне впечатления, возникающие от встречи в пространстве перекрещивающихся световых и энергетических лучей различных предметов. По мнению Ларионова, «восприятие не самого предмета, а суммы лучей от него по своему характеру гораздо ближе к символической плоскости картины, чем сам предмет…». Помимо этого, такое изображение максимально приближено к тому, каким предметы «видятся глазу». Однако художник должен не просто воспроизводить лучи на картине в хаотичном порядке, а использовать их для создания формы в соответствии со своими со своими собственными эстетическими воззрениями. Поэтому картины лучистов представляли собой либо изображения с резкими контурами, преломляющимися в пучках косых линий, либо абстрактные сочетания пучков разноцветных лучей и лучистых форм, что позволило В.Маяковскому назвать лучизм кубистическим толкованием импрессионизма.


Стирая «границы между картинной плоскостью и натурой», принимая за условное изображение луча на плоскости цветную линию, лучизм, по существу, явился ранней разновидностью русского абстрактного искусства.

Однако, движение это было недолгим, т.к. после 1914 г. Гончарова и Ларионов фактически отошли от станковой живописи (занялись театрально-оформительским искусством), я число их последователей было невелико.

Ларионов и Гончарова попытались применить свой метод к созданию театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, используя реальные лучи для освещения сцены, но это были лишь единичные случаи.

Мастера лучизма: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Кирилл Зданевич, Сергей Романович, Александр Шевченко, Михаил Ле-Дантю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий