Поиск по этому блогу

четверг, 22 августа 2013 г.

Минимализм или минимальное искусство.

Минимализм - (произошло от англ. minimal art — минимальное искусство) — художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства.


Минималистское направление в изобразительном искусстве активно развивалось в шестидесятые и семидесятые годы прошлого века. Основная идея минимализма — простота формы и содержания, нивелирующая персональное самовыражение художника. Художник-минималист стремится дать зрителю возможность острее прочувствовать композиционное решение произведения, лишив композицию контекста и отвлекающих внимание деталей. Первые зачатки минимализма обнаруживаются уже в XVIII веке: в 1777 году Иоганн Вольфганг Гёте, величайший немецкий поэт, философ и художник, воздвиг в саду своего летнего дома в Веймаре своеобразную скульптуру. Скульптура представляет собой «сферу — эмблему мобильности, поддерживаемую кубом — эмблемой стабильности». Гёте назвал скульптуру «Алтарём удачи», отдавая дань традиции изображать фортуну в виде «девочки на шаре» — непостоянной, стремительной, которую невозможно удержать. Куб же всегда олицетворял устойчивость, прочность, правильность. Замысел: добродетель, которую символизировал куб, должна принять удачу-шар и удержать ее, благодаря своей идеально ровной поверхности. В двадцатые годы XX века начало концептуальной разработке теории и практики минимализма как взгляда на искусство было положено такими художниками как Казимир Малевич  и Марсель Дюшамп.

Цвет — сущность живописи, которую предмет всегда убивал.— Казимир Малевич.

Направление в живописи и скульптуре, искусство минимализма сведено к своей основной сущности; оно чисто абстрактно, объективно и анонимно, лишено внешней декоративности или экспрессивного жеста. Живопись и графика минимализма монохромны и часто воспроизводят математически правильные решетки и линейные структуры. В то же время минимализм способен пробудить возвышенные чувства и ощущения бытия. Скульпторы-минималисты используют промышленные процессы и материалы, такие как сталь, пенопласт или флюоресцентные трубки, для создания геометрических форм, часто — большими сериями. Подобная скульптура не прибегает ни к каким иллюзионистическим приемам, зато рассчитана на тактильное восприятие зрителем. Минимализм можно рассматривать как реакцию на эмоциональность абстрактного экспрессионизма, господствовавшего в искусстве на протяжении 1950-х годов.

Минимализм возник в США в первой половине 1960-х годов. Его истоки — в конструктивизме, супрематизме, дадаизме, абстракционизме, формалистической американской живописи конца 1950-х гг., поп-арте. Непосредственно предшественником минимализма является американский художник Фрэнк Стелла, представивший в 1959 — 1960 гг. серию «Чёрных картин», где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962 — 1963 гг. Среди наиболее репрезентативных минималистов — Карл Андре, Дэн Флавин, Сол Ле Витт, Дональд Джадд, Роберт Моррис. Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов. Самостоятельную роль играет освещение как способ создания минималистских художественной ситуаций, оригинальных пространственных решений; используются компьютерные способы создания произведений.

Идея концептуальной предопределенности творческого процесса в минимализме получила развитие в концептуализме; представление об искусстве как действии, пространственно — временном опыте освоения окружающей среды оказалось созвучно амер. течениям антиформы, саморазрушающегося искусства и постминимализма второй половины 1960-х гг. Художники США углубляясь больше в трехмерное, а не в двухмерное помогли минимализму стать основным и влиятельным значением нового искусства. Минималистические объекты: трубы, монолиты — ничего не означают, ничего не символизируют, кроме себя. Это мнимые произведения, которые должны возбудить скуку у зрителя. Наиболее яркий представитель этого направления — Тони Смит. Минимализм ограничивает пластическое выражение до самых элементарных структур. Множество скульптур Смита составлены из собранных вместе кубических коробок. Всемирно прославился британец Антон Церо использовавший в своих произведениях готовые балки. Смиту больше нравилось показывать свои работы под открытым небом, Царо — напротив, с удовольствием создавал закрытые пространства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий